Программа Логоритмика 2024-2025

Содержание

I

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цели и задачи реализации программы

6

1.3

Принципы и подходы к реализации программы

7

1.4

Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками
основной образовательной программы
дошкольного образования

8

II

Содержательный раздел

2.1

Содержание программы

12

2.2

Перспективное планирование

13

2.3

Мониторинг усвоение программы

37

2.4

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников

57

III

Организационный раздел

3.1

Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами
обучения и воспитания

60

Список используемой литературы

2

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Программа составлена на основе пособий М. Ю. Картушиной, А.Е. Вороновой и
рассчитана на возраст детей 3-7 лет.
Логоритмика – это мощное вспомогательное средство для эффективной совместной
работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи
дошкольников. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка,
совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в
окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать
трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием
здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его
организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно- сосудистой,
дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и
оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые
игры.
Актуальность программы определяется тем, что регулярные занятия логоритмикой
способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения,
формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.
Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие
речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы
возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировки в
пространстве; расширять словарь детей и многое другое, сюда же относится и воспитание у
детей музыкально- эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и
задатков; а также - представлений об эстетической красоте родной речи.
Логопедической ритмике, как учебно-воспитательной дисциплине, отведена
значительная роль в воспитании дошкольников. Ещѐ в начале XX века было известно о
неоспоримой пользе занятий ритмикой для людей с дефектами и задержкой развития речи, так
как музыкально-ритмическое воздействие на детей проявляется в развитии и
совершенствовании личности ребѐнка, его функциональных систем, а вместе с тем - и I
развитии речи.
Программа составлена с учетом связей образовательных областей: Познавательное
развитие: занятия, наблюдения, беседы, игры.
Социально - коммуникативное: овладение способами и средствами взаимодействия с
окружающими людьми; используются дидактические, сюжетно - ролевые игры.
Художественно - эстетическое развитие: используются произведения познавательной
направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен), музыкальные
произведения, песни, танцы, музыка для релаксации, упражнений, игр в соответствии с
тематикой занятия.
Физическое развитие: проводятся подвижные игры, упражнения для профилактики
плоскостопия.
Речевое развитие: пополняется словарный запас, воспитывается звуковая культура речи.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным Образовательным
стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, приказ № 1155 от 1 октября 2013 г.). Так же
в соответствии со следующими нормативными документами:
• Законом РФ «Об образовании»,
• Национальной доктриной образования в РФ,
• Концепцией модернизации российского образования,
• Концепцией дошкольного воспитания,
• Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН2.4.1. 3049 - 13.

3

БАЗИС ПРОГРАММЫ
Программа базируется на основных положениях программ и методическихпособий:
1. Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детейдошкольного
возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием»
2. Т. В. Филичевой и В. Чиркиной;
3. «Логопедическая ритмика» Г.А. Волковой;
4. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работыв детском
саду» Н.В. Нищевой;
5. Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С. В.Коноваленко;
6. Методическое
пособие
«Артикуляционная
гимнастика
в стихах
и
картинках» Т. А.Куликовской.
7. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет.М., «ТЦ
Сфера», 2010г.
8. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет.
9. М., «ТЦ Сфера», 20 Юг
10. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет.М., «ТЦ
Сфера», 201 Ог
11. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет.М., «ТЦ
Сфера», 201 Ог
12. Картушина
М.Ю. Коммуникативные
игры для дошкольников.
М.,
«Скрипторий», 313г.
13. Судакова Е.А. Логопедические музыкально — игровые упражнения длядошкольников.
С-П., Детство-пресс, 2013 г.
14. И. Каплунова,
И. Новоскольцева
«Умные пальчики».С-П.,
Невская
нота,2009 г.
15. Е.А. Поддубная. Музыкальные пальчиковые игры. Ростов на Дону,
«Феникс», 2014
16. «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б.
17. Егорова;
Методические
пособия
«Стрельниковская
дыхательная
гимнастика для детей»
Занятия логоритмикой представляют собой комплекс различных видов деятельности,
направленных на развитие речи детей дошкольного возраста методами ритмического и
музыкально-эстетического воспитания. Ключевым моментом программы является музыка
(музыкальная ритмика), с помощью которой смоделированы основные виды деятельности на
занятиях: дыхательная гимнастика и музыка, гимнастика для артикуляционно-речевого
аппарата и музыка, общая и мелкая моторика и музыка.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
– артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
– чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
– пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
– упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным
особенностям детей, для мышечно- двигательного и координационного тренинга;
– вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с
музыкальным сопровождением и без него;
– фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого
дыхания;
– песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и
выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
– музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие
чувство ритма;
– музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению
ориентироваться в пространстве;
– коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения,
эмоциональности, позитивного самоощущения;
4

– упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Структура занятий по программе отражает возрастные особенности детей,выделяя при этом
три раздела:
I раздел
II раздел
III раздел
Возраст 3-4 года

Возраст 4-5 лет

Возраст 5-7 лет

Каждый раздел соответствует 1 году обучения; вся программа рассчитана на 3-летний срок
обучения. Занятия проводятся: 2 раза в неделю, их продолжительность по времени составляет
15 минут - для детей 3 - 4 года, 20 минут - для детей 4 – 5 лет обучения; и по 25-30 минут – 5 –
7 лет. Занятия проводятся в музыкальном зале.

1.2.Цели и задачи реализации программы Цель программы:
1.3.Цель программы: коррекция и профилактика имеющихся отклонений вречевом развитии

ребенка посредством сочетания слова и движения.
Задачи:
Музыкальное развитие
Развитие чувства ритма;
• Развитие координации между словом
(пением) и движением;
• Развитие координации при
музыкальном движении;
• Развитие и совершенствование
вокально-интонационных данных;
• Формирование музыкальноэстетических представлений ребѐнка;
Всестороннее развитие

• азвитие интеллекта;
• Развитие слухового внимания;
• Развитие памяти и навыка понимания

смысла предлагаемых заданий;
• Формирование способности
преодолевать трудности;
• Развитие эмоциональной
отзывчивости;
• Развитие «творческого Я» ребѐнка;
• Развивать навыки общения и
взаимодействия детей в коллективе;

Речевое развитие
Развитие координации между
словом и движением;
• Развитие правильного дыхания;
• Стимуляция речевого развития;
•Развитие артикуляционно-речевого
аппарата;
• Слухоречевое развитие;
• Систематизация «словаря» детей.
•Формировать развитие функций иформ
речи;
Физическое развитие

• Укрепление физической формы

ребѐнка;
•Овладение двигательными навыками;
• Формировать у детей ощущение
границ своего тела;
•развитие умения контролировать свой
мышечный тонус
•Развивать тактильную
чувствительность, подвижность
пальчиков, кистей;

1.4.Принципы и подходы к реализации программы.

В основе реализации Программы лежат культурно-исторический,деятельностный и личностный
подходы к развитию ребенка. Программа сформирована в соответствии с принципами,
определѐнными Федеральным государственным образовательным стандартом:
1. Принцип научности.
Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и
практически апробированными методиками и технологиями.
2. Принцип системности.
5

Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы
взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
3. Принцип последовательности.
Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной
работы.
4. Принцип учета уровня развития ребѐнка.
Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основныхуровня: уровень
актуального развития
(самостоятельное
решение
предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при
соответствующей помощи со стороны педагога). Любое предлагаемое задание должно быть
заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного
воздействия.
5. Принцип повторений умений и навыков.
В результате
многократных
повторений
вырабатываются
динамические
стереотипы.
6. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель – ребенок,
развитие которого планируется, опираясь на егоиндивидуальные и возрастные особенности.
7. Принцип результативности.
Получение
положительного
результата
развития
и коррекции
речи,
оздоровления каждого ребенка.
Навыки и умения:
Навыки и умения, развиваемые на 1-ом году обучения:
Музыка и общая моторика.
• Учиться осознавать границы своего тела в музыкально-ритмических ипесенных играх.
• Формировать навык регулирования своего мышечного тонуса (умение напрягаться и
расслабляться) в упражнениях с элементами музыкальной гимнастики и в музыкальных
играх-отождествлениях.
Музыка и мелкая моторика.
• Знать названия пальчиков, различать их, составлять элементарныепальчиковые фигуры.
• Подпевать педагогу в заданном темпе, ритме; сочетать слово с музыкой и движениями
пальчиков.
• Учиться проводить ассоциативные связи с сюжетом, ритмом и характером музыкальных
заданий.
Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата.
• Учиться выполнять
музыкально-мимические
упражнения,
элементы
гимнастики для языка и губ, подражая педагогу.
• Стараться отражать темпо-ритмические особенности музыки в чѐтком исинхронном
движении.
Музыкальная гимнастика для дыхания.
• Учиться контролировать силу и продолжительность вдоха и выдоха в
дыхательной гимнастике, подражая педагогу.
Развитие функций и форм речи (в пении, слушании, разъяснительныхбеседах к зданиям).
• Развивать
коммуникативную,
инструктивную,
когнитивную,
регулятивную и номинативную функции речи;
• Развивать умение общения в диалоге; высказывать свое мнение
в
монологе.
• Подпевать педагогу в заданном темпе, ритме; сочетать слово с музыкой идвижениями
пальчиков.
• Учиться
проводить
ассоциативные
связи с сюжетом,
ритмом
и
характером музыкальных заданий.
Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата.
• Учиться выполнять
музыкально-мимические
упражнения,
элементы
гимнастики для языка и губ, подражая педагогу.
• Стараться отражать темпо-ритмические особенности музыки в чѐтком исинхронном
6

движении.
Музыкальная гимнастика для дыхания.
Учиться контролировать силу и продолжительность вдоха и выдоха в дыхательной
гимнастике, подражая педагогу.
Развитие функций и форм речи (в пении, слушании, разъяснительных беседах к
зданиям).
• Развивать
коммуникативную,
инструктивную,
когнитивную,
регулятивную и номинативную функции речи;
• Развивать умение общения в диалоге;
1.5. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками
программы.
К концу 1 года обучения дети должны уметь:
• Уметь повторять за педагогом и отражать ритмичность движения в музыкальнообразных играх и гимнастике.
• Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу.
Понимать сущность заданий, общаться в диалоге с педагогом.
• Проявлять знание последовательности движений, слов (даже если это повтор за
педагогом) в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения. Уметь
расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой вместе с педагогом. Уметь
произносить звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом.
• Знать и выполнять пальчиковые фигуры, подражая педагогу; подчинять действия
музыкальному и речевому ритму.
• Уметь извлекать звук на музыкальных инструментах: бубны, погремушки; знать их
названия и тембры.
II. Навыки и умения, развиваемые на 2-ом году обучения. Музыка и общая
моторика.
• Учиться осознавать границы своего тела, выполняя элементы «самомассажа» в музыкальноритмических и песенных формах.
Формировать навык регулирования своего мышечного тонуса (умение напрягаться и
расслабляться) в музыкальной гимнастике и музыкальных играх- отождествлениях.
Развитие функций и форм речи (в пении, слушании).
• Развивать
коммуникативную,
регуляторную,
инструктивную,
когнитивную, номинативную функции речи; Осваивать общение в диалоге.
• Музыка и мелкая (тонкая) моторика.
• Выполнять движения, составлять фигуры музыкально-пальчиковых игр по подсказке
педагога;
• Петь самостоятельно и выполнять движения, подражая педагогу;
• Проводить ассоциативные связи при работе с пальчиковыми прописями;
• Уверенно работать по пальчиковым прописям в заданном музыкой темпо
- ритме.
Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата.
• Учиться
выполнять
музыкально-мимические
упражнения,
элементы
гимнастики для языка и губ, подражая педагогу.
• Стараться отражать темпо - ритмические особенности музыки в чѐтком и синхронном
движении.
Музыкальная гимнастика для дыхания.
• Учиться контролировать
силу и продолжительность
вдоха и выдоха в
дыхательной гимнастике, подражая педагогу.
• Формировать
навык
сочетания
элементов
гимнастики
для дыхания
с
произнесением звуков.
• Развивать умение подчинять движение музыке.
К концу 2 года обучения дети должны уметь:
• Уметь правильно и ритмично выполнять движения в музыкально образных играх и
гимнастике (по подсказке педагога).
• Проводить ассоциативные связи между сюжетами игр и характером движений. Уметь
7

сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражаяпедагогу. Понимать суть заданий,
общаться в диалогах с педагогом.
• Проявлять знание последовательности движений, слов в каждом конкретном задании и
подчинять этому свои движения.
• Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой.
• Уметь контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением звуков, слогов,
слов.
• Знать и выполнять пальчиковые фигуры, иллюстрировать ими сказки, стихи и
подчинять действия музыкальному и речевому ритму.
Уметь извлекать звук из музыкальных и шумовых инструментов: погремушек, бубнов,
гудочков и губных гармошек, знать их названия и
тембры.
• Освоить элементарные знания по работе на инструментах со звуко - высотным рядом
(ксилофон, металлофон, вибрафон и т.п.).
Навыки и умения на 3 году обучения:
Музыка и общая моторика.
• Проявлять знание частей своего тела и координационную точность движений в музыкальнообразных играх и элементах гимнастики.
• Закреплять навык регулирования своего мышечного тонуса в музыкальных групповых играх и
заданиях с элементами гимнастики.
Музыка и мелкая моторика.
• Выполнять
музыкально-пальчиковые
игры самостоятельно
под музыку,
учиться выполнять сложные пальчиковые фигуры.
• Уверенно выполнять пальчиковую гимнастику в заданном темпо - ритме, проявлять знание
названий пальцев и движений, связанных с ними.
• Работать над иллюстрацией пальчиковыми фигурами известных сказок.

Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата.
• Выполнять
музыкально-игровую
гимнастику
для губ, языка,
мимики
самостоятельно, по очереди и синхронно в группе.
• Менять темп, руководствуясь сменой частей музыкально-гимнастического комплекса
самостоятельно.
Развитие функций и форм речи (в пении, слушании).
• Развивать номинативную, когнитивную, регуляторную,
коммуникативную,
инструктивную функции речи;
• Продолжать развитие общения в диалоге, осваивать монологическую речь. Музыкальная
гимнастика для дыхания.
• Выполнять элементы музыкально-дыхательной гимнастики: сидя, лѐжа, стоя.
• Самостоятельно менять темп в смене упражнений, подчиняясь музыкальномуритму.
• Сочетать дыхание с произнесением
звуков, слогов, слов и элементами
гимнастических упражнений.
К концу 3-го года обучения дети должны уметь:
• Уметь правильно и ритмично выполнять движения в музыкально-образныхиграх гимнастике.
• Проводить ассоциативные связи между сюжетами игр, характером музыки и характером
движений.
• Понимать смысл заданий, выполнять их. Общаться в диалоге, излагать мысль вмонологе.
• Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, помогать педагогу, выказывать
желание действовать самостоятельно.
• Проявлять знание последовательности движений, слов в каждом конкретном задании и
подчинять этому свои движения.
• Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой.
• Уметь контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением звуков, слогов, слов.
8

Сочетать с выполнением гимнастических фигур.
• Знать и выполнять пальчиковые фигуры, иллюстрировать ими стихи и сказки, подчинять
действия музыкальному и речевому ритму.
• Уметь извлекать звук из погремушек, бубнов, гудочков, губных гармошек, ксилофона,
барабана; знать их названия и тембры, задействовать их для развития губ, дыхания, общей и
мелкой моторики.
• Играть и импровизировать на инструментах.
Предполагаемые результаты по реализации программы: формирование навыков позитивной
коммуникации, обогащение словарного запаса детей, развитие познавательной активности,
познавательных процессов и самостоятельности, формирование основ самоконтроля.

9

II. Содержательный раздел

2.1. Перспективное планирование логоритмических занятий
Месяц

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

№
занятия

Название занятия

1 неделя

Солнышко и дождик

2 неделя

Тучка

3 неделя

Осенние листья

4 неделя

Осень в лесу

5 неделя

Репка

6 неделя

Осенние подарки

7 неделя

До свиданья, птицы!

8 неделя

Холодно!

9 неделя

Зима в лесу

10 неделя

Дед Мороз спешит на елку

11неделя

Украшаем елочку

12неделя

Наступает Новый год

13неделя

Новогодний праздник в лесу

14неделя

Рукавичка

15неделя

Снеговик

16неделя

Кошка и котята

17неделя

Котята и щенок

18неделя

У бабушки в гостях

19неделя

Как снеговики солнце искали

20неделя

Армейская карусель

21неделя

Как цыплята солнце будили

22неделя

Новая столовая

23неделя В
гости
матрешки

к

нам

24неделя

Весеннее солнышко

25неделя

Весенняя капель

пришли

10

Май

26неделя

Прилетайте, птицы!

27неделя

Весенний ручеек

28неделя

Кораблик

29неделя

Утренние лучи

30неделя

Петушок и его семья

31неделя

Колечко

32неделя

Бобровый пруд

2.2. Содержание
занятий
по
логоритмике.
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
• Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение
расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют
своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
• Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция –
основа хорошей дикции. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке
звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения
навыком
письма.
Работа над
артикуляцией
позволяет
уточнить
правильное
звукопроизношение,развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
• Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает
выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное
распределение выдоха.
• Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную,
слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на
смену деятельности.
• Упражнения –чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью
автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается
четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и
слуховое внимание.
• Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без
музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием
на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование
простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки,
дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение
логоритмических задач.
• Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли
такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
• Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную
отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует
автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми
нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на
коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
• Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев
напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы
способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на
музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит
фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание
несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
11

• Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую
моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные
психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме
известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и
поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых
бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических
трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки,
«шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
• Театральные этюды. Очень часто у детей маловыразительная мимика, жестикуляция.
Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику,
пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это
укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом,
выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми
эмоциональными переживаниями.
• Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его
достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению
сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общемкругу.
• Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и
движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры
воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей
выполнять правила игры.

12

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(первый год обучения)
№ п/п

Тема занятия

Задачи

 Формирование
1

Солнышко
дождик

динамическойкоординации
движения рук.
 Развитие речевого дыхания.
 Развивать фонематическое восприятие.

 Развитие темпо-ритмической организации

2

Тучка

речи.
 Развитие ритмической выразительности.
 Стимулирование двигательных умений и
навыков.

 Обучать приемам массажа.
 Развитие
3

Осенние листья

4

Осень в лесу

эмоциональной
выразительности.
 Формировать правильную осанку,
походку.

 Развитие чувства ритма.
 Развивать координацию движений и

моторных функций.
 Формировать пространственные
представления.

Содержание

• Пальчиковая игра «Прогулка»
• Двигательное упражнение «Ноги и ножки»
• Игра «Прогулка и дождик»
• Упражнение на развитие дыхания «Ксолнышку»
•Пальчиковая игра «Дружба»
•Ритмическая игра «Капли»
•Шумовой оркестр
•Игра «Прогулка и дождик»
•Ритмическая игра «Прощание с дождем»
•Пальчиковая игра «Прогулка»
•Массаж «Дождик»
•Упражнение «Лужа»
•Ритмическая игра «Падают листья»
• Двигательные упражнения «Осенниелисточки»
•Упражнение «Грибы большие и маленькие»
•Пальчиковая игра «Осенний букет»
•Танец-игра с листьями
□ Двигательные упражнения «Мы ногами –
• топтоп-топ»
• Динамическая пауза «Ветер»
• Шумовой оркестр
• Упражнение на развитие чувства ритма
«Прогулка»
• Танец-игра с листьями
Пальчиковая игра «Осенний букет»
13

 Формирование
5

Репка

динамическойкоординации
движения рук.
 Развитие речевого дыхания.
 Развивать фонематическое восприятие.

 Развитие темпо-ритмической организации

6

7

речи.
 Развитие ритмической выразительности,
Осенние подарки слуха.
 Стимулирование двигательных умений и
навыков.
До
свиданья, □ Формирование динамической
птицы!
координации движения рук.
 Развитие речевого дыхания.
Развивать фонематическое восприятие.

 Развитие темпо-ритмической организации
8

Холодно!

речи.
 Развитие ритмической выразительности.
 Стимулирование двигательных умений и
навыков.

• Пальчиковая игра «Дом и ворота»
• Закличка «Дождик»
• «Огородный хоровод»
• Массаж пальцев «Этот пальчик»
• Ритмическая игра «Кто как идет»
• Ритмическая игра «Жили мыши на квартире»
• Двигательное упражнение «Репка»
• Упражнение на развитие чувства темпа
«Поезд»
• Пальчиковая игра «Паучок»
• Пальчиковая игра «Осенний букет»
• Двигательные упражнения «Мишки»
• Массаж «Грибной дождик»
• Упражнение «Грибы большие и маленькие»
• Игра «Маленький ежик»
•Упражнение на развитие динамического иритмического
слуха «Поезд»
• □ Танец «Веселые сапожки»
• Физкультминутка «Клен»
• Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»
•Двигательные упражнения «Перелетныептицы»
• Игра «Птички»
Пальчиковая игра «Птички»
• Физкультминутка «Мы шагаем по сугробам»
• Ритмическое упражнение «Снежинки»
• Упражнение на развитие чувства ритма
«Падают снежинки»
• Упражнение «Снег-снежок»
•Пальчиковая игра-массаж «Пальчик –мальчик»

14

 Развитие речевого дыхания.
 Развивать
9

Зима в лесу

10

Дед Мороз
спешитна елку

11

12

переключаемость
артикуляционного аппарата.
 Расширение активного и пассивного
словаря.

 Формирование

динамическойкоординации
движения рук.
 Развитие речевого дыхания.
 Развивать фонематическое восприятие.

 Развитие динамического слуха.
Украшаем елочку  Развитие мелкой моторики.
 Укрепление костно-мышечного аппарата.

Наступает
Новыйгод

 Развитие воображения.
 Развивать подвижность, переключать

артикуляционного аппарата.
 Формирование грамматического строя
речи.

• Физкультминутка «Метель»
• «Зимняя игра»
• Ритмическое упражнение «Снежок»
• Ритмическая игра «Следы зверей»
• Упражнение на развитие дыхания «Волки»
• Игра «Догонялки»
• Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик»
• Упражнение на развитие дыхания «Вьюга»
• Физкультминутка «Дед Мороз»
• Ритмическое упражнение «Снежинки»
• Игра «Снежинки и Дед Мороз»
• Закличка «Морозушка – Мороз»
• «Зимняя игра»
• Физкультминутка «Наша елка»
• Аппликация «Бусы повесили»
• Дидактическая играна развитие динамического слуха

«Колокольчики звенят»
• «Танец с фонариками»
• Пальчиковая игра «Наряжаем елку»
• Закличка «Морозушка – Мороз»

• Пальчиковая игра «Наряжаем елку»
• Игра «Ритмическое эхо»
• Ритмическое упражнение «Зажигаем огоньки»
• Танец кукол
• Игра «Прятки»
• Игра «Колпачок»

15

 Развитие эмоциональной

13
Новогодни
й праздник
в лесу

14

Рукавичка

сферы,воображения.
 Развитие динамической и статистической
координации общих движений.
 Расширение активного и пассивного
словаря.
□ Развитие динамической и статистической
координации общих
движений.
 Расширение активного и пассивного
словаря.
 Формирование правильной осанки.

15

16

17

Снеговик

Кошка и котята

Котята и щенок

 Развитие чувства ритма.
 Закрепление навыков массажа.
 Развитие зрительного восприятия.

 Развитие слуха.
 Закрепление навыков массажа.
 Развитие зрительного восприятия.

 Развивать тонкие движения пальцев рук.
 Развивать переключаемость движений.
 Развивать зрительное восприятие и
внимание.

• Пальчиковая игра «Наряжаем елку»
• Пьеса «На машине»
• Ритмическая игра «Следы»
• Стихотворение «Дед Мороз»
• Двигательные упражнения «Лесные гости»
• Игра «Заморожу»
• Закличка «Морозушка – Мороз»
• Потешка
• Ритмическая игра «Зайка»
• Танец «Снежок»
• Игра «Зайцы и волк» □ Танец мишек
• Потешка
• Игра «Метелица»
• Массаж «Снеговик»
• Физкультминутка «Попляшите»
•Игра на развитие чувства ритма «Снеговики иснежинки»
• Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»
• Дидактическая игра на развитие слуха

«Кошка и котенок»
• Массаж тела «Заболела кисонька»
• Ритмическая игра «Цапки»
• Игра «Киса и мыши»

• Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»
• Потешка
• Игра «Киса и мыши»
• Игра с собачкой
• Ритмическая игра «Котенок и щенок»
• Потешка «Кисонька-мурысонька»

16

18

У бабушки в
гостях

□ Формирование восприятия отношений
между предметами в пространстве.

 Формирование двигательных умений.
 Развитие слухового внимания и памяти.

Как
19

снег
овикисолнце
искали

 Развитие динамического слуха.
 Развитие мелкой моторики.
 Укрепление костно-мышечного аппарата.

 Развитие эмоциональной

20

Армейская
карусель

сферы,воображения.
 Развитие динамической и статистической
координации общих движений.
 Расширение активного и пассивного
словаря.

□ Двигательные упражнения «В гости к
бабушке»

• Пальчиковая игра «Бабушка и внучок»
• Ритмическое упражнение «Ладушкиладошки»
• Игра «Щенок Митрошка»
• Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»
• Ритмическая игра «Оркестр»
• Игра «Киса и мыши»
• Пестушка «Хамочек»
• Потешка
• Массаж «Снеговик»
• Физкультминутка «Снежная баба»
• Ритмическая игра «Шагают снеговики»
• Ритмическое упражнение «В лесу»
• Игра «Ритмическое эхо»
• Двигательное упражнение
• Игра «Зайка»
• Упражнение «Машины»
• Физкультминутка «Эй, лошадка»
• «Игра с лошадкой»
• Упражнение на развитие дыхания «Гудок»
• Пальчиковая игра «Капитан»
• Стихотворение «Самолет»
• Игра «Космонавты»
• Аппликация «Флажок»

17

• Упражнение на развитие чувства ритма

21

22

23

24

Как цыплята солнце
будили

 Развитие чувства ритма.
 Развитие динамического слуха.
 Закрепление навыков самомассажа.

Новая столовая

 Закрепление навыков самомассажа.
 Развитие артикуляционной моторики.
 Ориентировка в пространстве.

В гости к нам
пришли матрешки

Весеннее солнышко

 Развивать тонкие движения пальцев рук.
 Развивать переключаемость движений.
 Развивать зрительное восприятие и
внимание.

□ Развитие эмоциональной сферы,
воображения.

 Развитие динамической и статистической

координации общих движений.
 Расширение активного и пассивного
словаря.

«Цыплята»
• Пальчиковый массаж «Сорока»
• Двигательные упражнения «Зайчик»
• Ритмическая игра «Сапожки»
• Дидактическая игра на развитие динамическогослуха
«Тихие и громкие звоночки»
• Закличка «Солнышки»
• Пальчиковая игра «Мама»
• Ритмическая игра «Письмо на снегу»
• Музыкально-ритмическая игра «Строители»
• Танец-игра «Вороны»
• Массаж пальцев «Воробьи»
• Игра «Ритмическое эхо»
• Самомассаж «Сорока»
• Игра «Скворушки»

• Игра «Бубен»
• Игра «Карусель»
• Игра «Матрешки и мышки»
• Танец «Мы – матрешечки» □ Пестушка

«Хамочек»

• Упражнение «Солнышко»
• Игра на развитие мимических движений
«Солнышко»
• Игра «Солнышко»
• Двигательные упражнения «Солнечные
зайчики»
• Ритмическая игра «Сосульки»
• Игра «Щенок Митрошка»
• Пьеса «Ну-ка, веселее!»
• Игра «Скворушка»
• Пальчиковая игра «Большие и маленькие»
18

 Формирование
25

26

27

Весенняя капель

Прилетайте, птицы!

Весенний ручеек

восприятия
отношений
между предметами в пространстве.
 Формирование двигательных умений.
 Развитие слухового внимания и памяти.

 Развивать тонкие движения пальцев рук.
 Развивать переключаемость движений.
 Развивать зрительное восприятие и
внимание.

 Развитие эмоциональной сферы,
воображения.
 Развитие динамической и статистической
координации общих движений.
 Расширение активного и пассивного
словаря.

 Формирование
28

Кораблик

восприятия
отношений
между предметами в пространстве.
 Формирование двигательных умений.
 Развитие слухового внимания и памяти.

• Упражнение на растяжение
«Потягушки»
• Детская пестушка
• Закличка «Солнышко»
• Ритмическая игра «Капель»
• Игра «Воробей»
• Игра «Я бегу, бегу, бегу»

мышц

• Игра «Я бегу, бегу, бегу»
• Музыкально-дидактическая

игра

«Колокольчик»
• Игра-массаж ног «Строители»
• Игра «Скворушки»
• Игра «Замри»
• Массаж пальцев «Воробьи»
• Пальчиковая игра «Ладушки»
• Ритмическая игра «Барабан»
• Игра «Ежик и мыши»
• Ритмическая игра «Белочка»
•Музыкально-дидактическая игра на развитиеслуха
«Лесная прогулка»
• Игра «Вышел Мишка на лужок»
• Пальчиковая игра «Ладушки»
• Упражнение «Цыплята»
• Упражнение «Плавный подъем рук»
• Ритмическая игра «Лягушки»
• Игра «Ну-ка, зайка»
• Закличка «Солнышко»
• Дыхательное упражнение «Ветер»
• Игра «Корабль пришел»

19

29

30

Утренние лучи

Петушок и его
семья

 Развитие речевого дыхания.
 Ориентировка в схеме собственного тела.
 Развитие мимических мышц,

эмоциональной сферы.

 Развивать тонкие движения пальцев рук.
 Развивать переключаемость движений.
□ Развивать зрительное восприятие и
внимание.

 Формирование

31

32

Колечко

Бобровый пруд

восприятия
отношений
между предметами в пространстве.
 Формирование двигательных умений.
 Развитие слухового внимания и памяти.

 Развитие внимания.
 Развитие равновесия.
 Развивать координацию движений.

• Ритмическая игра «Курочки»
• Пальчиковая игра «Цветы»
• Дыхательное упражнение с цветами
• Пестушка «Хамочек» □ Упражнение
«Потягушки»
• Массаж тела «Умывание»
• Пальчиковая игра «Ладушки»

• Потешка «Петушок»
• Двигательное упражнение «Петушиная

семья»
• Игра «Куры и петух»
• Ритмическая игра «Курочки»
• Упражнение «Цыплята»
• Игра «Курочка, цыплята и кошки»
• Стихотворение «Храбрый цыпленок»
• Ритмическая игра «Кто как ходит»
• Упражнение «Мы посадим все цветы»
• Танец с цветами
• Упражнение для пальцев «Колечко»
• Пальчиковая игра «Коготки»
• Физкультминутка «Гуси на прогулке»
• Ритмическая игра «Индюк и овечка»

• Двигательное упражнение «Олень»
• Пальчиковая игра «Цветок»
• Игра «Жуки»
• Игра «Ритмическое эхо»
• Пальчиковая игра «Ерши»
• Ритмическая игра «На пруду»
• Упражнение на равновесие «Аист»
• Упражнение на развитие внимания «Аист»
20

2 год обучения
Тема занятий

Примерный материал
Осень

Ритмика, моторика,

Спортивный марш, И.И.Дунаевский; «Трик-трак»,

подвижные игры,музыка

И.Штраус, музыка из мультфильма «Огуречик»,

для разминки

«Яблочко»,

Е.,

С.

сб.«Азбукапотешка».
«Логопедические

Железновы

«Звери»
распевки»,

-

в
в

сб.

Л.Гаврищева,

Н.Нищева.
Гимнастика

«Медвежонок», в сб. «Фонетическая и логопедическая
ритмика в ДОУ», Н.Микляева, О.Родионова, Ю.Полозова

1 .Артикуляционная
гимнастика

«Лошадка»,
«Покажите
«Логоритмика», Г.А.Волкова.

2. Гимнастика для дыхания

№ 1 из «Комплекса дыхательной гимнастики для
дошкольников», О.П. Главтузова. «Гимнастика длядыхания
- в положении сидя», А.Стрельникова.

зубки»,

в

кн.

Мелкая моторика

«Сорока-ворона»,
народная
потешка
в
сб.
«Ладушки», О.Крупенчук. «Играем на дудочке»,народная
попевка; «Снежинки-пушинки», - в сб.
«Логоритмика
в детском
саду»,
М.Гоголева.
«Сортируем пуговки», из сб.«300 3минутных игрдля
детей», Д.Силберг.

Озвучивание сказок, игра

«Зима в лесу» - народная сказка, сб. «Сказочки-

на музыкальных

шумелки», Е., С. Железновы.

инструментах

«Дождик»,
детском

Музыка для слушания и
творческих заданий

обр.
саду:

Ю.Слонова
старшая

в сб.

группа»,

«Музыка

в

Н.Ветлугина,

И.Дзержинская, Л.Комиссарова.
«Шутка» из Сюиты B-dur, И.С.Бах. «Прогулка»,
М.Мусоргский. «Колыбельная» в сб. «Ав-ав и Мяу-мяу»,
Е.,С.Железновы. «На тройке» «Времена года», П.Чайковский, и др.
«Калинка», «Коробейники» - народные плясовые
мелодии.
21

Весна
Ритмика, моторика,
подвижные игры
Гимнастика

1 .Артикуляционная
гимнастика

«Сосульки» - народная игра-потешка, «Котятки»,
О.Салдина. «Ножки и ладошки», «Солдатик» - в
сб. «Речь и моторика», Ю.Соколова.
«Озорные
бровки»,
«Надуваем
щѐчки»
в сб.
«Логоритмика»,
О.Новиковская.
«Часики»,
«Трубочка», в кн. «Логоритмика», Г.А.Волкова.
№3 из «Комплекса дыхательной гимнастики для
дошкольников», О.П.

Главтузова. «Гимнастика для дыхания в положении
сидя», А.Стрельникова.
2. Гимнастика для дыхания
Мелкая моторика

Игры - шнуровки (М.Монтессори).
Пальчиковая гимнастика, игры: «Избушка»,
«Осьминог», - в сб. «Мелкая моторика: гимнастика для
пальчиков», Т.Ткаченко. «Весѐлые гуси» - народная
попевка, в сб. «Логоритмика», О.Новиковская.

Озвучивание сказок, играна
музыкальных инструментах

«Два барана» - народная сказка.
«Пришла весна» в сб. «Сказочки-шумелки», Е., С.
Железновы. «Бубен и погремушка», сб. «Музыка в детском
саду: старшая группа», Н.Ветлугина, И.Дзержинская,
Л.Комиссарова.

Музыка для слушания и
творческих заданий

«Куй, куй, ковалѐк»,
в сб.«Азбука-потешка»
С.Железнов. «Приди, весна, скорее», В.А.Моцарт.
«Смелый наездник», Р.Шуман. «Танец эльфов»»,
Э.Григ.
«Птичий
двор»,
М.Мусоргский.
«Ой,
лопнул обруч», «Рябина» - народные мелодии.
Лето

Ритмика, моторика,
подвижные игры

Гимнастика

«Танец
червяков»,
- в сб. «Аэробика
для
малышей», Е., С. Железновы. «Кот и мышь», в сб.
«Логоритмика»,
О.Новиковская.
«Кружиськружись»
- «Весѐлые
уроки», Е., С.
Железновы.
«Лошадка», «Куколка», в сб. «Логоритмика»,
Г.А.Волкова.

1 .Артикуляционная
гимнастика

«Медвежонок», в сб. «Фонетическая и логопедическая
ритмика в ДОУ», Н.Микляева, О.Родионова, Ю.Полозова

2. Гимнастика для дыхания

№4 из «Комплекса дыхательной гимнастики для
дошкольников», О.П. Главтузова. «Гимнастика для
дыхания в положении сидя», А.Стрельникова.
22

Мелкая моторика

Упражнения с мозаикой: «Солнышко», в кн.
«Когда ребѐнок сводит вас с ума», Ле Шан. Пальчиковая
гимнастика:
«Апельсин»,
в сб.
«Песенки и игры с пальчиками», Е.и С.Железновы.
«Посчитаем пальчики», «Раз-два-три» - народныеигрыпотешки.

Озвучивание сказок, играна
музыкальных инструментах

«Лисичка-сестричка и скалочка» - народныесказки;
«День рождения», сб. «Сказочки-шумелки», Е., С.
Железновы.
«Дождик»,
югославская
народная
мелодия, в сб. «Логоритмика», О.Новиковская.
«Шопен», «Кьярина», Р.Шуман; народные мелодии - «Я на
горку шла...» и др.; «Из глубин души взываю к тебе,
Господь», И.С. Бах; «Вальс цветов», Симфония №5,1ч.,
П.Чайковский;
«Мельник и ручей», Ф.Шуберт.

Музыка для слушания и
творческих заданий

23

3год обучения
Меся Количество
ц
занятий
сентяб
рь

1 неделя

Тема

В гостях у
лесовичка
(Деревья и
кустарники)

Программное содержание

 Песня-игра «Листочки»
 Двигательные упражнения «Прогулка влес»
 Пальчиковая гимнастика «Деревце»
 Игра «Деревья»
 Упражнение для передачи
ритмического рисунка
 Артикуляционная гимнастика
 Коммуникативный танец-игра
«Поиграем веселей»
 Дыхательное упражнение «Ветерок(f,mf,p)»

2 неделя

В траве
сидел
кузнечик.

 Фонопедическое упражнение «Муха»
 Песни «Комар», «Жуки»
 Артикуляционная гимнастика

(Насекомые
)

«Муравьи»
 Пальчиковая гимнастика «Кокон»
 Дыхательная гимнастика «Поймаембабочку»
 Упражнение на развитие общей моторики
«В полюшке за бугром»
 Коммуникативный танец-игра
«Поиграем веселей»

3 неделя

Лесной
магазин.
(Грибы.
Ягоды)

 Фонопедическое упражнение «Эхо»(Вопрос-

4 неделя

Осеннее
настроение
(Осень)

 Фонопедическое упражнение

ответ)
 Упражнение на развитие координации
«По ягоды»
 Упражнение на развитие мимики
«Малиновое и клюквенное варенье»
 Пальчиковая игра «Грибочки»
 Артикуляционная гимнастика
«Веселые слоги»
 Песня «Загадка»
 Коммуникативная игра-танец «Веселыепары»
«Погреемся»
 Песня-игра «Листочки»
 Пальчиковая гимнастика «Осень»
 Логопедическая распевка «Кормушка»
 Коммуникативная игра «Туча»
 Ритмическая игра «Капли»
 Упражнение на дыхание «Дует, дует,ветерок»
(по плану логопеда)

24

Ноябр
ь

1 неделя

Спор
овощей
(Овощи)

 Пение «Гимн ноябрю»
 Упражнение на развитие общеймоторики

«На огороде»
 Пальчиковая гимнастика «Хозяйка
однажды…»
 Коммуникативная игра «Пирожки»
 Ритмическое упражнение «Повтори,дружок за
мной»
 Упражнение на развитие координацииречи с
движением «Грядка»
□ Массаж «Капуста»

2 неделя

3 неделя

Фруктовое
лукошко
(Фрукты)

 Пение «Груша»
 Упражнение на развитие мимики

Рассказ
лягушкипут
ешестве
нницы
(Перелетные
птицы)

 Упражнение на развитие общеймоторики

«Лимон», «Яблочное повидло»
 Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
 Упражнение на развитие общих речевых
навыков, координации речи идвижения, развития
мелкой моторики
«Садовник»
 Хороводная игра «Яблоня»
 Коммуникативный танец-игра
«Веселые пары»
«Журавль»
 Песня «Лягушки и журавлики»
 Артикуляционная гимнастика по планулогопеда.
 Упражнение на развитие координациии
правильного дыхания «Журавли учатся летать»
 Коммуникативная игра-танец «Веселые
пары»

 Пальчиковая гимнастика «Птичка»
4 неделя

Декаб
рь

1неделя

В мире
животных
(Дикие
животные)

 Логопедическая распевка «Звери»
 Песня «Ежик»
 Упражнение на развитие общеймоторики

У бабушки в
деревне
(Домашние
животные)

 Фонопедическое упражнение «Корова»
 Логопедическая распевка «Корова»,

«Про медведя»
 Чистоговорка с массажем «Кенгуру»
 Пальчиковая сказка «Рукавичка»
 Упражнение на развитие мимики и
звукоподражания «Зоопарк»
 Арт.гимнастика «Обезьяны»

«Конь»

 Упражнение на развитие мелкоймоторики
«Дудочка»

 Песня «Котенок»
 Арт.гимнастика «Собака»
□ Упр.на дикцию и мелк.моторику
«Котцарапка»
25

2
неделя

Петушок –

 Фонопедическое упражнение

золотой

«Петушок»

гребешок

 Логопедическая распевка «Утки»,

(Домашние

«Петух»

птицы)

 Песня «Гуси»
 Пальчиковая гимнастика «Кря-кря» (по
плану логопеда)

 Игра на развитие творческих
способностей и воспитания выдержки
«Гусь»

 Упражнение -игра на развитие речевого
дыхания «Куры, гуси»
3
неделя

Снеговик

 Фонопедическое упражнение «Метель»

принес

 Песня «Елка»

письмо

 Речевая игра с движением «Снеговик»

(Зима)

 Упражнение на развитие
выразительности речи, мимики и
движений «Снеговички и сосульки»

 Упражнение на развитие координации
и ритма «Зима»

 Игра «Зимняя пляска»
4
неделя

Приключен
ия вороны
(Зимующие
птицы)

 Комплекс дых.упр. «Погреемся»
 Фонопедическое упражнение «Метель»
 Логопедическая распевка «Ворона»,

«Воробьишка»
 Упражнение на развитие ритма
«Воробьи, воробышки»
 Игра «Зимняя пляска»
 Пальчиковая гимнастика «Пой-ка,подпевайка»
 Коммуникативный танец-игра
«Веселые дети»
 Упражнение на дыхание «Ворона»

26

Январ
ь

Февра
ль

2
неделя

Зимние
забавы
(Зимние
развлечения

 Фонопедическое упражнение «Наконьках»
 Речевая игра «Ты, мороз»
 Упражнение на развитие общей

)

моторики «Игра в снежки»
 Артикуляционная гимнастика
«Катание на санках»
 Упражнение на развитие координациии ритма
«Зима»
 Комплекс дыхательных упражнений
«Погреемся»
 Логопедическая распевка «Доброеутро»
 Песня «Мы в городе родились»
 Пальчиковая гимнастика «Семья»
 Артикуляционная гимнастика по планулогопеда
 Упражнение на развитие координации,общей
моторики «Мы на лыжах в лес идем»
 Коммуникативный танец-игра
«Семейный вальс»

3
неделя

В доме моем
(Семья)

4
неделя

Край
родной.
(Россия.
Наш край)

 Фонопедическое упражнение «Глобус»
 Песня «Родной край»
 Упражнение на развитие координации

Дом в котором
мы живем
(Дом.задание)

 Фонопедическая игра «Строим дом»
 Песня «Мы в городе родились»
 Пальчиковая игра «Песочный дом»
 Ритмическая игра «Молоток»
 Артикуляционная гимнастика

1
неделя

«Береза»
 Артикуляционная гимнастика по планулогопеда
 Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»
 Упражнение на развитие координации,общей
моторики «Мы на лыжах в лес идем»
 Коммуникативная игра «Здравствуй,
друг»

«Маляры»
 Упражнение на развитие общей имелкой
моторики «Теремок»
 Коммуникативная игра «Ворота»
2 неделя

Новоселье

 Логопедическая распевка «Стул»

(Мебель)

 Песня «Ночь прошла»
 Пальчиковая гимнастика «Наша
квартира»

 Артикуляционная гимнастика по
плану логопеда

 Упражнение на развитие общей и
27

мелкой моторики «Теремок»

 Коммуникативный танец-игра
«Веселые дети»

 Коммуникативная игра «Улыбнуться
не забудь»
3
неделя

У меня
зазвонил
телефон
(Электропр
иборы)

 Коммуникативная игра «Провода» (по
плану логопеда)

 Логопедическая распевка «Девочки и
мальчики»

 Пальчиковая гимнастика «Телефон»
(по плану логопеда)

 Игра на развитие ритма (на
м/инструментах) «Азбука Морзе.
Радист» (Ритмическое эхо)

 Артикуляционная гимнастика
«Веселые слоги»

 Упражнение на развитие общей и
мелкой моторики «Электрическая
швейная машина»

 Игра на расслабление «Пылесос и
пылинки»
4
неделя

Защитники

 Фонопедическое упражнение «Салют»

Отечества

 Песня «Гимн февралю»

(23

 Игра «Оловянный солдатик»

февраля)

 Игра на развитие ритма (на
м/инструментах) «Азбука Морзе.
Радист» (Ритмическое эхо)

 Пальчиковая гимнастика «Аты-баты»
 Речевая игра «Барабанщик»
 Упражнение на развитие координации
«Самолет»
28

Мар
т

1
неделя

Марья-

□ Логопедическая распевка «Платье»,

искусница

«Брюки»

(Одежда)

 Упражнение на развитие общей и
мелкой моторики «Электрическая
швейная машина»

 Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»
 Арт. гимнастика «Веселые слоги»
 Ритмическое упражнение «Повтори,
дружок за мной»

 Ком.танец –игра «Перекрестный
танец»
2 неделя

Как

 Логопедическая распевка «Мамочка»

Зайчонок

 Песня «Ночь прошла»

маму искал

 Артикуляционная гимнастика

(8 марта)

«Обиделась мама»

 Игра « С любовью к маме»
 Коммуникативная игра «Пирожки»
 Упражнение-игра «Ходьба на носках и
пятках»

 Ком.танец –игра «Перекрестный
танец»
3
неделя

Обувной
магазин
(Обувь)

 Двигательные упражнения «Сапожнаямастерская»

(«нитка с иголкой»,
«молоточки», «чистка») по планулогопеда
 Логопедическая распевка «Ботинки»,
«Тапки»
 Упражнение на развитие мимики («Новые туфли»,
«Ботинки порвались»,
«Грязные башмаки») по плану логопеда
 Упр.на коррекцию речи и движения
«Башмачок»
 Пальчиковая гимнастика «Новыекроссовки»
 Коммуникативный танец-игра
«Сапожники»

29

4
неделя

Волшебная
шляпа
(Головные
уборы)

 Песня «Музыка, здравствуй»
 Двигательная игра «Нитка с иголкой»(разные

Федорино

виды «швов»: ходьба
«змейкой», поскоки, галоп) по плану
логопеда
 Упражнение на развитие общей имелкой
моторики «Электрическая швейная машина»
 Пальчиковая гимнастика «Головныеуборы» по
плану логопеда
 Арт. гимнастика «Веселые слоги»
 Коммуникативный танец –игра
«Перекрестный танец»
 Фонопед.упр. «Чайник»

горе

 Логопедическая распевка «Тарелка»,

(Посуда)

«Чашка»

 Упражнение на развитие творческого
воображения, общих речевых навыков
«Чайник»

 Пальчиковая гимнастика «Посуда» по
плану логопеда

 Речевая игра с муз.инструментами
«Кухонный оркестр»

 Коммуникативная двигательная игра
«Тамди-песенка»
Апрел
ь

1
неделя

Как

 Логопедическая распевка «Каша»

Незнайка

 Артикуляционная гимнастика

ходил в

«Пирожки»

магазин

 Пальчиковая гимнастика «Чебурек»

(Продукты

 Упражнение на дыхание «Каша кипит»

питания)

 Упражнение на развитие мимики
«Конфета», «Горячий чай»

 Коммуникативная игра «Пирожки»
2
неделя

О чем

 Фопедическое упражнение «Голоса

плачет

вьюги весной»

сосулька

 Пальчиковая гимнастика «Веселый
30

(Весна.

художник»

Растительн

 Песня «Травка-муравка»

ый мир)

 Артикуляционная гимнастика «Белка
шишку грызет»

 Упражнение на развитие координации
«Клен»

 Коммуникативный танец –игра
«Перекрестный танец»

3
неделя

В лесу

 Фонопедическое упражнение «В лесу

весной

весной»

(Весна.

 Песня «Целебные звуки»

Животный

 Упражнение на развитие координации

мир)

«Солнышко»

 Пальчиковая сказка «Рукавичка»
 Упражнение на развитие мимики
«Лиса»

 Артикуляционная гимнастика «Белка
шишку грызет»

 Коммуникативная двигательная игра
«Тамди-песенка»
4
неделя

Паровозик

 Фонопедическое упражнение «Паровоз

из

привез нас лес»

Ромашково

 Песня «Мчится паровоз»

(Виды

 Пальчиковая игра «Веселится детвора»

транспорта)

 Упражнение на развитие координации
«Самолет»

 Упражнение на развитие координации
«Теплоход»

 Упражнение на развитие координации

31

«На шоссе»

Май

1
неделя

Очумелые
ручки
(Профессии
на
транспорте)

2
неделя

На парад
идут
солдаты
(День
Победы)

3
неделя

 Дыхательная гимнастика «Насос»
 Фонопедическое упражнение

«Космонавт» (Ракета), «Ракета
приземлилась»
 Упражнение на развитие общей моторики и
координации «Ракета»
 Логопедическая распевка «Песенкашофера»
(Грузовик)
 Упражнение на развитие координации
«Летчик»
 Пальчиковая гимнастика «Пилоты»
 Упражнение на развитие координации
«На шоссе»
 Дыхательная гимнастика «Насос»

 Фонопедическое упражнение «Салют»
 Игра на развитие ритма (на
м/инструментах) «Азбука Морзе.

Радист» (Ритмическое эхо)

 Пальчиковая гимнастика «Аты-баты»
 Артикуляционная гимнастика «Парад»
 Речевая игра «Барабанщик»
 Упражнение на развитие координации

Приключен

«Самолет»
 Фонопедическая гимнастика

ия

«Буратино на уроке»

Буратино

 Пальчиковая гимнастика «В школу

(Школа)

скоро я пойду»

 Пение «До свиданья, сад!»
 Речевая игра «Эхо»
 Упражнение на развитие координации
движений «Раз-два»

 Коммуникативный танец-игра
«Веселые дети»
4
неделя

Вот какие

 Песня «Музыка, здравствуй»

мы

 Пальчиковая гимнастика «Наша

большие!

группа»

(Итоговое)

 Комплекс артикуляционной
32

гимнастики «Котик Рыжик в детском
саду»

 Речевая игра «Эхо»
 Упражнение на развитие мелкой
моторики и ритма «Упражнение с
деревянными палочками»

 Коммуникативный танец-игра
«Веселые дети»

2.3. Мониторинг усвоения программы

Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового
внимания детей, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой
моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических
занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце
учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических
функций детей в процессе логоритмических занятий.
Диагностика неречевых психических функций проводится по методике Серебряковой Н.В.,
Соломахе Л.С..
Критерии:
Слуховое внимание:
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен,
погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданнуюигрушку.
2. Определение
направления
источника
звука (музыкальной
игрушки)
–
впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение. Ориентированиев пространстве:
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо. По 1 баллу за правильное
выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу,впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление. Состояниеобщей моторики:
Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по
показу педагога, затем по словесным указаниям.
Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:
• силу движений,
• точность движений,
• темп движений,
• координацию движений,
• переключение
от одного движения
к другому.
Состояние
мелкой
моторики:
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка,
кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений.
Детям предлагают
поиграть
в пальчиковую
игру
«Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.
3. Синхронность
движений
правой
и левой
руки. Дети играют
в
пальчиковую игру «Мы капусту рубим, рубим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
33

4. Переключение от одного движения к другому.
• «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1

баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
• Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
• Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1
баллу.
Тест на слухоречевую память – игра
«Попугай» Ребенку предлагают превратиться в попугайчика. Попугай, попугай, Все за
мною повторяй.
Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить.
• Для детей 3 - 4 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима,колобок).
• 4 - 5 лет – из 7 слов (кукла, Чебурашка, медведь, собака, осень, дерево, круг). Тест на
двигательную память – игра «Обезьянка»
Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений.
Обезьянкой быть хочу, Чтопокажешь, повторю.
-Детям 3 - 4 лет предлагается серия из 5 движений ( усилия всех педагогов дошкольного
учреждения, родителей и детей.
В основу
совместной
деятельности
семьи,
учителя-логопеда
и
музыкального руководителя заложены следующие принципы:
 единый подход к процессу воспитания ребёнка;
 открытость Учреждения для родителей;
 взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
 уважение и доброжелательность друг к другу;
 дифференцированный подход к каждой семье
Формы работы с родителями:
 Посещение родителями открытых занятий (особенно важен начальныйэтап
обучения);
 Индивидуальные и коллективные консультации (в том числе, на
родительских собраниях);
 Организация тренингов по логопедической ритмике для родителей;
 Семейные мероприятия (праздники, конкурсы, семейные вечера, посвященные
различной тематике, на которых воспитанники будутиметь возможность
проявить способности, приобретенные в ходе работы по всем разделам
программы).
 Анкетирование родителей с целью получения обратной связи по
проводимой педагогами работе;
 Оформление информационных стендов для родителей.

34

Группа №

Сводная таблица результатов обследования детей Дата обследования:

Ф.И. Ребенка

Слуховое
внимание

Слухоречевая
память

Двигательная
память

Общая
моторика

сент

сент

сент

сент

Мелкая
моторика

Ориентировкав
пространстве

№
май

май

май

май

сент

май

сент

май

III. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность

методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Материально-техническое
Методическое обеспечение
обеспечение

1. Музыкальный инструмент - фортепиано, 1. Информационная и справочная
музыкальный центр, детские музыкальные литература.
инструменты, маты, флажки, стулья,
микрофон, звукоусилительная аппаратура,
колонки, шумовые игрушки
,массажные и резиновые мячики,

2. Соответствующая росту и возрасту
детей мебель.
3. Записи фонограмм детских песен,
классических
произведений
аудиокассетах и компакт-дисках.

2. Методическая литература

на

3. Наглядные пособия

Список используемой литературы:
1. Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей
дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В.
Филичевой и В. Чиркиной, М, 2003;
2. «Логопедическая ритмика» Г.А. Волковой, М, ВЛАДОС, 2002 ;
3.«Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей
работы в детском садике» Н.В. Нищевой, С-П, Детство-Пресс, 2014 г; 4.«Ритмическая
мозаика». Программа по ритмической пластике для
детей дошкольного и младшего школьного возраста Бурениной А. И.,С-П, Музыкальная
палитра, 2012;
5. Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С. В.
Коноваленко;
6. Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т.
А. Куликовской;
7. «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» Методическое пособие по
интеллектуально - творческому развитию детей 2—7 лет, М. И. Родина, С-П, Музыкальная
палитра, 2014;
8. Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия. Учебно-методическое пособие по
централизованной деятельности, С-П, Музыкальная палитра, 2009;
9. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4
10.Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5лет. М.,
«ТЦ !фера», 2010 Юг
11. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6лет. М.,
«ТЦ !фера», 2010 Юг
12. Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. М.,
«Скрипторий», 013г.
13. Судакова Е.А. Логопедические музыкально - игровые упражнениядля
дошкольников. С-П.,Детство-пресс, 2013г.

14. И.Каплунова, И. Новоскольцева «Умные пальчики».С-П., Невская нота,2009 г.
15. «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова, М,

ИНКА-ПРЕСС, 2000;
16. Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей».
17. Князева О.Л. Программа «Я-Ты-Мы». М., «Мозаика -Синтез», 2003г.
18.Шаманская Л.Н. Путешествие по сказкам. М., «ТЦ-Сфера», 2010г.
19.Картушина М.Ю. Забавы для малышей. М., «ТЦ-Сфера», 2006г. 20.Буренина
А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. СПб.,
«Музыкальная палитра», 2004г.
21. Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками», журнал
Музыкальная палитра», «Музыкальныйруководитель», 2004-2010г.
22. Дзюба О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с
общим недоразвитием речи (автореферат МГГУ им. М.А. Шолохова). М., 2009г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».