Учебный план 1. Пояснительная записка 1.1 Нормативные основания составления учебного плана Учебный план МБДОУ разработан в соответствии со следующими документами: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах - образовательным программам дошкольного образования»; - СанПиН;. - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее - ФГОС); - Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России) Департамента общего образования 28 февраля 2014г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования». Концептуальные основания (принципы) формирования учебного плана: При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; • принцип научной обоснованности и практической применимости; • принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; • принцип интеграции образовательных областей, видов образовательной деятельности, форм работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при организации режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений; количественные характеристики с учетом СанПиН) Учебный план МБДОУ - детский сад № 230 «Солнышко» соответствует Уставу, реализуемому учебно-методической документации (далее – УМД), отражает модули (образовательные области), виды образовательной деятельности и виды деятельности детей, предусмотренные ФГОС ДО, гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг в соответствии с утвержденным муниципальным заданием. Учебный план МБДОУ - детский сад № 230 «Солнышко» является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных модулей (областей) и объём учебного времени, отводимого на проведение непрерывной образовательной деятельности (далее - ЗАНЯТИЕ), при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников. В МБДОУ – детский сад функционирует группа кратковременного пребывания (3 часа) раннего возраста, которая работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 3 часовое пребывание воспитанников в 1 смену с 9.00 до 12.00 и во 2 смену с 15.00 до 18.00. В учебном плане устанавливается соотношение между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ОП ДО) в группе детей раннего возраста составляет не менее 80 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений не превышает 20%. Выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ОП ДО) в группах для детей дошкольного возраста составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений не превышает 40%. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает вариативность образования; отражает специфику детского сада; позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. 2 В соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования в обязательной части учебного плана определено время на образовательную деятельность, отведенное на реализацию 5 модулей (образовательных областей), с выделением видов образовательной деятельности (предложенных авторами УМК «От рождения до школы»). Содержание педагогической работы по освоению детьми модулей (образовательных областей) "Физическое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" отражено в расписании занятий. Занятия как «условные часы» используются как одна из форм образовательной деятельности, предусмотренной как в обязательной части, так и в части формируемой участниками образовательных отношений, кроме этого в учебном плане отражены основные виды деятельности в соответствии с ФГОС наиболее характерные для каждого возраста детей. Количество и продолжительность занятий устанавливаются в соответствии с СанПиН, учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников групп. Продолжительность занятий для детей дошкольного возраста: -для детей от 1 до 3 лет – не более 10 минут, - для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, - для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, - для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, - для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста: -для детей от 1,5 до 3 лет – не более 20 минут, - для детей от 3 до 4 лет – не более 30 минут, - для детей от 4 до 5 лет – не более 40 минут, - для детей от 5 до 6 лет – не более 50 минут или 75 минут при организации 1 занятия после дневного сна; - для детей от 6 до 7 лет – не более 90 минут. Перерывы между периодами занятий – не менее 10 минут. Группа раннего возраста (от 1 до 3 лет) Продолжительность занятия не более 10 минут Модуль (направления развития и образования детей) 1 .1. Физическое развитие - физкультура в помещении; -физкультура на прогулке. 2. Познавательное развитие: 3. Речевое развитие: 4. Художественно-эстетическое развитие: - музыка; - рисование; - лепка Объем ОД По учебному плану в неделю Периодичность (в неделю) 2 3 20 минут 10 минут 10 минут 20 минут 2 1 1 2 20 минут 10 минут 10 минут 2 1 1 100 минут (1 час 40 минут) 10 Пояснительная записка 4 Учебная нагрузка в группе раннего возраста по СанПиН 5. Социально – коммуникативное развитие * Итого в неделю: Младшая группа (от 3 до 4 лет) Продолжительность занятия не более 15 минут 1 1. . Физическое развитие - физкультура в помещении; -физкультура на прогулке. 2. Познавательное развитие: 3. Речевое развитие: 4. Художественно-эстетическое развитие: -музыка; - рисование; - лепка; - аппликация 5. . Социально – коммуникативное развитие * Итого в неделю: 2 3 30 минут 15 минут 30 минут 15 минут 2 1 2 1 30 минут 15 минут 15 минут 15 минут 2 1 1/2 1/2 4 Учебная нагрузка в младшей группе по СанПиН 150 минут 10 (2 часа 30 минут) *реализация данного модуля происходит через игру, как ведущую детскую деятельность, а также через все остальные виды детской деятельности: самостоятельную; ОД в РМ. (образовательную деятельность в режимных моментах), формируемую всеми участниками образовательного процесса. 3 Средняя группа (от 4 до 5 лет) Продолжительность занятия не более 20 минут 1 1. Физическое развитие - физкультура в помещении; -физкультура на прогулке. 2. Познавательное развитие: 3. Речевое развитие 4. Художественно-эстетическое развитие: -музыка; - рисование; - лепка; - аппликация 5. . Социально – коммуникативное развитие* Итого в неделю: 2 3 40 минут 20 минут 40 минут 20 минут 2 1 2 1 40 минут 20 минут 20 минут 20 минут 2 1 1/2 1/2 200 минут (3 часа 20 минут) 10 4 Учебная нагрузка в средней группе СанПиН Старшая группа (от 5 до 6 лет) Продолжительность занятия не более 25 минут 1 1. Физическое развитие - физкультура в помещении; -физкультура на прогулке. 2. Познавательное развитие: 3. Речевое развитие 4. Художественно-эстетическое развитие: -музыка; - рисование; - лепка; - аппликация 5. Социально – коммуникативное развитие * Итого в неделю: 2 3 50 минут 25 минут 75 минут 50 минут 2 1 50 минут 25 минут 25 минут 25 минут 2 1 1/2 1/2 275 минут (5 часов) 12 3 2 4 Учебная нагрузка в старшей группе СанПиН Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) Продолжительность занятия не более 30 минут 1 1. Физическое развитие - физкультура в помещении; -физкультура на прогулке. 2. Познавательное развитие: 3. Речевое развитие: 4. Художественно-эстетическое развитие: -музыка; - рисование; - лепка; - аппликация 5. . Социально – коммуникативное развитие * Итого в неделю: 2 3 60 минут 30 минут 2 1 120 минут 60 минут 4 2 60 минут 30 минут 30 минут 30 минут 2 1 1/2 1/2 420 минут (7 часов) 14 4 Учебная нагрузка в подготовительной группе СанПиН *реализация данного модуля происходит через игру, как ведущую детскую деятельность, а также через все остальные виды детской деятельности: самостоятельную; ОД в РМ. (образовательную деятельность в режимных моментах), формируемую всеми участниками образовательного процесса. 4