СОДЕРЖАНИЕ Оглавление 1. Целевой раздел. ................................................................................................................................... 3 1.1. Пояснительная записка.................................................................................................................... 3 1.2. Цель и задачи .................................................................................................................................... 4 1.3. Принципы и подходы к формированию программы. ................................................................... 4 1.4. Возрастные особенности обучающихся ........................................................................................ 6 1.5. Планируемые результаты реализации программы ....................................................................... 7 1.6. Педагогический мониторинг (диагностика).................................................................................. 8 2. Содержательный раздел ...................................................................................................................10 2.1. Учебный план образовательной деятельности с детьми 3-4 лет ............................................... 10 2.2. Учебный план образовательной деятельности с детьми 4-5 лет ............................................... 10 2.3. Учебный план образовательной деятельности с детьми 5-8 лет ............................................... 13 2.4 Календарный учебный график............................................. Ошибка! Закладка не определена. 3. Организационный раздел ................................................................................................................. 17 3.1.Организационно-педагогические условия реализации программы ........................................... 17 3.2. Материально-техническое обеспечение ...................................................................................... 17 3.3 Дидактическое и методическое обеспечение (учебно-методический комплект)..................... 18 4. Список литературы ........................................................................................................................... 19 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. 1.1. Пояснительная записка. Важнейшая задача эстетического воспитания – научить ребёнка видеть в красоте окружающего мира (природе, искусстве, человеческих отношениях) духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе. В.А. Сухомлинский Программа предназначена для детей дошкольного возраста, направлена на развитие интереса к искусству, приобщение детей к художественному творчеству. Содержание программы расширяет знания учащихся о видах и жанрах изобразительного искусства формирует у ребенка качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте, о культурной полноценности в восприятии мира. Искусство способно уравновесить умственную перегруженность, «отвести от агрессивных способов поведения» Эстетическое воспитание детей средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира. Актуальность программы обусловлена тем, что желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигательные функции руки и глазомер. Отличительные особенности данной образовательной программы заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной, познавательной и творческой работе. Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной). Программа рассчитана на 1 год обучения. Программа адресована детям от 4 до 7 лет. Для обучения принимаются все желающие. Организационные формы обучения Занятия проводятся по группам. Группы формируются из обучающихся одного возраста. Состав группы обучающихся – постоянный. Форма обучения очная. Режим занятий: Продолжительность одного занятия – 2 0 - 30 мин. Общее количество часов в неделю – 1 час. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 30 минут. Программа имеет «Стартовый уровень». Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественноэстетической направленности «Весёлые ладошки» педагога дополнительного образования по хореографии составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года, распоряжение 3. 4. 5. 6. 7. Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р; Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 года №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 года №06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письмо Министерства просвещения Российской федерации от 20 февраля 2019 г. № тс551/07 "О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью"; Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 1.2. Цель и задачи Цель: формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования. Задачи: Обучающие: • знакомить с приемами нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов; • знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой); формировать умение оценивать созданные изображения; • вызвать интерес детей к изобразительной деятельности. Развивающие: • развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении; • развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций; • обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов; развивать творческие способности детей. Воспитательные: • воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности; • воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества. 1.3. Принципы и подходы к формированию программы. 1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы 1. Принцип развивающего обучения. Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям. 2. Принцип воспитывающего обучения. Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе НОД не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание, сорадость.) 3. Принцип систематичности и последовательности обучения. Устанавливать взаимосвязи. Взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций. 4. Принцип доступности. Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей. 5. Принцип индивидуализации. Подходить к каждому ребенку как к личности, темп, уровень сложности определять строго для каждого ребенка. 6.Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации. Ведущую роль в обучении играет педагог, в роли советчика может выступать и компьютер. Ребенок для приобретения знаний может становиться в позицию ученика, учителя. 7. Принцип связи с жизнью. Устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналогии в реальной жизни, окружающей среде, в существующих отношениях вещей и материи. Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали: • личностно-ориентированный, обеспечивающий приобщение детей к общечеловеческим ценностям, открытое образовательное пространство детского сада, осуществление психолого-педагогическое сопровождения ребенка и семьи в образовательном процессе. • системно-деятельностный подход, предусматривающий организацию целенаправленной воспитательной деятельностью воспитанника в общем контексте образовательного процесса, обращая внимание на следующие позиции: структуру деятельности, которая включает в себя мотивы, цели, содержание, операционнодеятельностный компонент, предполагаемый результат и отношения субъектов; взаимосвязь мотивов и целей воспитательного процесса; виды деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие) и их влияние на процесс воспитания; формы и методы воспитания; возрастные особенности ребенка при включении в воспитательную деятельность и другие вопросы. • гуманитарный подход, ориентированный на обращение к потребностям ребенка и высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству. • Средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка. Для достижения цели, задач и усвоения содержания Программы необходимо опираться на: 1. Педагогические принципы: • наглядность – демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ, имитация движений; • доступность – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному; систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением количества • упражнений, усложнением способов их выполнения; • индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка; увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе; сознательность – понимание выполняемых действий, активность. 2. Методы: • объяснительно-иллюстративный (демонстрация репродукций, иллюстраций); репродуктивный (работа по образцам); • частично-поисковый (выполнение вариативных заданий); творческий (творческие задания, эскизы, проекты); • исследовательский (исследование свойств бумаги, красок, а так же возможностей других материалов); • метод стимулирования и мотивации интереса; метод контроля и самоконтроля. 1.4. Возрастные особенности обучающихся Возраст 4-5 лет 5-6 лет Возрастные особенности В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей. Обнаруживается разница в предпочтениях, связанных с художественно-эстетической деятельностью, у мальчиков и девочек. Важным показателем развития ребенка дошкольника является изобразительная деятельность. К 4 годам круг изображаемых предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы, смешивать на палитре краски. Начинают использовать цвет для украшения рисунка. Могут раскатывать пластические материалы круговыми и 9 прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку и путем вдавливая. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов ее исполнения. Могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала. Начинают овладевать техникой работы с ножницами. Составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети переходят к фризовой композиции –располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по несколько раз. В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Могут проводит узкие и широкие линии (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, темных тонов и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции. 6-8 лет В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью по «сырому» и «сухому»), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения. В аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков. Используя в аппликации природный материал, дошкольники создают фигурки людей, животных, героев литературных произведений. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией 10 (фризовой, линейной, центральной) с Учетом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Дети могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше. Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна. Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, "другие люди" и "Я сам", к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. 1.5. Планируемые результаты реализации программы Целевые ориентиры дошкольного образования, сформулированные в ФГОС ДО. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов обусловливает необходимость определения результатов программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. Таким образом, целевые ориентиры программы базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе. Анализ деятельности по художественно- эстетическому направлению предполагает оценку заинтересованности детей в восприятии произведений изобразительного искусства. Анализ детских творческих работ осуществляется в соответствии с возрастными возможностями детей, учитывается выразительность детского рисунка и лепки, под которой мы понимаем следующее: • способность рисовать, вырезать и лепить по замыслу; • умение передавать личное отношение к объекту изображения; • умение подчинить средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче; • отсутствие изобразительных штампов. Анализ художественно-эстетической деятельности детей не является самоцелью. Он необходим для констатации исходного уровня их развития, поквартальное сопоставление с которым позволит более полно фиксировать дальнейшее продвижение каждого ребенка. важнейшим показателем эффективности проведенной работы являются изменения в поведении детей. Если неуверенный в себе ребенок и замкнутый ребенок становится веселым и инициативным, с удовольствием рисует и лепит, доводит начатую работу до конца и выражает продемонстрировать ее другим людям (сотрудникам детского сада, родным и близким), значит, цель достигнута. Перечень важных проявлений поведения ребенка, специфичных каждой возрастной группы, которые показывают ход его художественно-эстетического развития. 1.6. Педагогический мониторинг (диагностика) Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста Уровни развития Разделы Средний Высокий Дети знакомы с Техника Самостоятельно используют необходимыми навыками работы с нетрадиционные материалы и инструменты. нетрадиционной техники Владеют навыками нетрадиционной техники материалами рисования и умеют рисования и применяют их. Оперируют использовать предметными терминами. нетрадиционные материалы и инструменты, но им нужна незначительная помощь. Умеет передавать несложный сюжет, Предметное и Передают общие, сюжетное типичные, характерные объединяя в рисунке несколько предметов, изображение признаки объектов и располагая их на листе в соответствии с явлений. Пользуются содержание сюжета. Умело передает расположение частей при рисовании средствами выразительности. Обладает сложных предметов и соотносит их по величине. Применяет все знания в наглядно-образным мышлением. При самостоятельной творческой деятельности. использовании навыков Развито художественное восприятие и нетрадиционной техники воображение. При использовании навыков техники рисования рисования результат нетрадиционной результат получается качественным. получается недостаточно Проявляют самостоятельность, инициативу качественным. и творчество. Декоративная Различают виды деятельность декоративного искусства. Умеют украшать предметы простейшими орнаментами и узорами с использованием нетрадиционной техники рисования. Умело применяют полученные знания о декоративном искусстве. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи с помощью нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной техники рисования. Умеют украшать объемные предметы различными приемами. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Учебный план образовательной деятельности с детьми 4-5 лет № п/п «Осенний парк». «Радужный мир». «Ковер из листьев». «Лукошко с грибами» «Какого цвета осень?» «Рисуем птиц: воробья, снегиря» Название раздела, темы «Красивые листочки» - освоение художественной техники печатания (гуашь) «Разноцветная палитра»/«Теплые и холодные тона» знакомство с цветами красок, с различными техниками и материалами изобразительной деятельности. Краски осени, техника рисования – отпечаток Печатание мятой бумагой или листьями. Количество часов 2 2 2 Рисуем грибы. 2 Рисуем осенний лес. 1 Снегирь/синица на ветке - (гуашь) 1 «Лебедь на озере» Рисование ладошками + дорисовывание. 1 «Зимушка- зима». Зимний пейзаж с избами, деревьями, снег – мелом. «Зимний лес» - рисование елей разными способами: «тычком», «печатанием листьями комнатных растений» (гуашь, акварель) 2 «Семья снеговиков» - проработка формы (гуашь, акварель) 2 «Веселые снеговики». «Город, в котором мы живем». «Красивые снежинки». Зарисовка «Рисуем ежика». «Мой верный друг». Рисуем собачку «Кошка на подушке» Наши любимые животные «Жили у бабуси два веселых гуся» «Ночной пейзаж с домиком» (Акварель, гуашь) 2 «Моя любимая снежинка» - декоративное рисование. 1 «В лес за грибами». Рисуем лес, грибы ежа. 1 Научить детей рисовать собак разной породы (по выбору). совершенствовать композиционные навыки, продумывать замысел композиции. 2 Рисуем кошку. Рисование сухой кистью, тычками. 2 Рисуем гусей. 1 «Перелетные птиц». «Медвежонок» Рисование по представлению: лодки, кораблики на воде (Акварель, гуашь). «Бабочка» «Гирлянда с огоньками» «Ёлочная веточка» «Белый медведь на льдине» «Скворец у скворечника» Весна идет! Дерево с молодыми листочками, скворечник и скворец. Подбор цвета и рисование тонкими линиями. Свобода в выборе расположения объектов. Рисование к Дню птиц. Пейзаж. (гуашь) Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Формировать умение наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. 2 2 Рисовать кораблик из трёх частей 2 Рисование ладошкой + пальчики. 2 Рисование пальчиками 1 Рисование в технике примакивания кисти. 1 Рисование губкой с помощью шаблона. «Семья пингвинов» Рисование пальчиками. 1 1 Рисование губкой с помощью трафарета + пальчики + ватные палочки + дорисовывание кистью. 3 Рисование снегирей на заснеженных ветках. Создание простой композиции. Передача особенностей внешнего вида конкретной птицы - строения тела и окраски. 1 Рисование мазком, монотипия, набрызг. 2 Кляксография. 2 «Гиацинты» Отпечатки пробкой от пластиковых бутылок. 2 «Берег реки» Рисование по сырому фону. 1 «Волшебная страна – подводное царство». Рисование ладошками 2 «Какого цвета весна». «Звездное небо» Монотипия. 2 Печать поролоном по трафарету; набрызг. 2 «Ракеты в космос» Печать губкой по трафарету. 2 «Расцвели одуванчики» Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах. 1 «Открытка для папы» «Как розовые яблоки, на ветках снегири!» «Мое любимое дерево» «Зимний пейзаж» «Хмурый день» Пластилиновая живопись. Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; воспитывать аккуратность и творчество в работе. 3 «Букет к 9 мая» Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина. 1 «Букет к 9 мая» Закреплять умение рисовать ладошками, повторение сочетание цветов. 2 Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. 2 «Цветочная поляна» «Космос». «Полет космического корабля к другим планетам» разные изобразительные средства. «Мы рисуем, что хотим..» Выявить уровень развития изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста на конец учебного года. Итого 2 2 64 2.2. Учебный план образовательной деятельности с детьми 5-8 лет № п/п «Золотая осень». Составление гербария «Листья и веточки». Рисование с натуры. «В осеннем лесу» (пейзаж с грибами, ежами, птицами) (2 «Букетаса) цветов в вазе на столе» Натюрморт (гуашь) «Подсолнух». «Лебедь на озере». Количество часов Название раздела, темы Рисование листочков, разной формы. 1 1 «Осенний натюрморт» - создание композиции (творческая работа детей с использованием разных техник и материалов изобразительной деятельности) «Осенняя берёзка» - рисование методом «тычка» с использованием восковой свечи (восковая свеча, акварель, гуашь) 2 Рисование разными способами примакивания, тамповка) гуашь. (обводка, Перелетные птицы. Передний план – задний план. (гуашь). Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования –« рисование ладошкой» .Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Учить видеть красоту осенней природы; развивать ритм и цветовосприятие, навыки коллективной деятельности. «Разные деревья» Рассказать, что такое графика, и какие виды графики есть. Рисование зайца Рисование зайцев в движении. Рисование лисы. Рисование лисы на опушке леса. «Лошадь скачет, бежит…» «Зонтик» «Медвежонок» 2 Рисование цветов. «Осеннее дерево» «Животные, которых я придумал сам» 2 2 2 2 1 2 2 2 Рисование воображаемых животных. 2 Животное в движении. 2 Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Закрепить знания и представления о цвете (желтый, розовый, голубой) , форме (круглый), величине (маленький), количестве (много); формировать навыки аппликационной Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Формировать умение наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. 1 2 «Узоры на окнах» «Мои руковички» Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. 1 Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. 1 «Елочка пушистая» Познакомить с техникой тычкования. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать чувство ритма. 1 «Снежок для елочки» Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). 1 Рисование нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Освоение приёмов декоративного оформления одежды. Развитие глазомера, чувство цвета, формы. 1 «Зимние забавы» Совершенствовать умение делать отпечатки ладони. Развивать творчество, навыки коллективной деятельности. 1 Совершенствовать умение изобразительных техниках. различных 1 «Ледоход» Показать разнообразные приемы работы с клеем для создания выразительного образа. 1 «Снеговик» Печатанье паралоном на синем фоне (белая гуашь) + дорисовывание кистью. Отпечатки пузырчатой пленкой на синем фоне. 1 Рисование способом тычка. снеговиков разных размеров. 1 «В лесу родилась елочка» «Снежинки» «Снежная семья» детей в Учить рисовать Рисование узора с помощью печати. 1 Рисование ладошками. 1 Печать по трафарету, набрызг. 1 «Кто живет на льдине» Пластилиновая живопись. Учить наносить тонкий слой пластилином на основу, рисовать животных. 1 «Улицы нашего города» Рисование картоном. Учить рисовать полосками картона, использовать образцы; составлять сюжет; учить набирать краску на картон и изображать предметы. Рисование снегирей на заснеженных ветках. Создание простой композиции. Передача особенностей внешнего вида конкретной птицы строения тела и окраски. 1 «Украсть шапку» «Прекрасный лебедь» «Снегопад» «Как розовые яблоки, на ветках снегири!» 1 «Рыбка» Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Формировать умение наиболее выразительно отображать в рисунке облик морских животных, развивать навыки коллективной деятельности. 1 «Осьминожка» Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Формировать способность наиболее выразительно отображать в рисунке облик морских животных, развивать навыки коллективной деятельности. 1 «Улитка» Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Формировать умение наиболее выразительно отображать в рисунке облик морских животных, развивать навыки коллективной деятельности. Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Формировать умение наиболее выразительно отображать в рисунке облик морских животных, развивать навыки коллективной деятельности. Кляксография. Продолжать учить детей рисовать в технике кляксографии. Дополнять рисунок выразительными деталями. 1 «Кто живет в стеклянном доме» Цветной граттаж, обведение ладони (всей кисти руки), восковые мелки + акварель, кляксография с трубочкой. 1 «Красивые салфетки» Формировать способность рассматривать живые цветы, их строение, форму, цвет; рисовать стебли и листья зелёной краской, лепестки- ярким, красивым цветом (разными приёмами).Закреплять Отпечатки пробками и крышками разной величины. 1 «Город весна» Развивать моторные навыки формировать основы эстетического восприятия мира. 1 «Таинственный космос» «Черепаха» Восковые мелки + акварель. 1 Акварель + соль. 1 «Волшебные облака» Кляксография, рисование пальчиками. 1 «Солнышко и тучка» Развитие творческого и художественного мышления, формирование навыков пространственного мышления. 1 «Красивое платье» Продолжать учить рисовать ватной палочкой или пальцем. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Воспитывать аккуратность при работе с краской. 1 «Подводное царство» «Цветы для мамы» «Капают сосульки» 1 1 1 «Пушистые цыплята» Продолжать учить рисовать методом тычка: закреплять умение правильно держать кисть; углублять представление о цвете и геометрических формах. Воспитывать любовь ко всему живому. 1 «Рамка для фотографии» Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать воображение, художественное восприятие. Развивать стойкий интерес к процессу рисования. 1 «Одуванчик» Продолжать формировать способность передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики. Закрепить знания цвета (зеленого, желтого). Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к природе. 1 «Божья коровка» Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки. Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Закреплять умение рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Вызывать желание довести начатое дело до конца. Закреплять умение рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Вызывать желание довести начатое дело до конца. Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. 1 Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить рисовать пальчиками. Закрепить знания цветов радуги. Развивать воображение 1 «Яблони в цвету» «Гроздь винограда» «Сиреневый букет» «Радуга» Итого 1 1 1 64 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1.Организационно-педагогические условия реализации программы Кадровое обеспечение Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и практическими умениями в области декоративноприкладного творчества и опытом организации проектной деятельности детей. Основная технология, применяемая при реализации программы – это система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, которая предполагает: -практические упражнения на освоение техник декоративно-прикладного творчества; -практическую работу по изготовлению изделия в какой-либо технике декоративноприкладного творчества. В работе по программе применяются следующие методы обучения: • репродуктивный: организуются задания на тренировку, упражнения на повторение; • иллюстративный: объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала; • проблемный: педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения; • эвристический: проблему формируют сами дети, ими и предлагаются способы ее решения; - словесный: рассказ, беседы – на таких занятиях излагается теоретический материал о художественных приемах, техниках и направлениях, о материалах и технических средствах, применяемых в данном виде творчества; • практический: организация рабочего места, приобретение и отработка навыков и приемов работы с материалами и инструментами. Методы построения рисунка демонстрируются преподавателем на доске. Если в процессе самостоятельной работы обучающиеся испытывают трудности, проводится индивидуальная работа, педагогом выявляются ошибки, которые разбираются на доске. В конце каждого занятия проводится анализ работ, выявляются ошибки. Дети самостоятельно отмечают лучшие работы. Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна претворять, и завершать оценку. Отчет о работе ИЗО- студии проходит в форме выставки «Наш вернисаж», где систематически вывешиваются работы воспитанников . 3.2. Материально-техническое обеспечение Для успешной реализации данной программы в ИЗО -студии имеется следующее оборудование: Учебно-наглядные пособия Муляжи фруктов и овощей Гербарии Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Керамические изделия (вазы, кринки и др.) Драпировки Предметы быта (прялка, самовар, подносы и др.) Материально-техническое обеспечение учеников Специализированная мебель учебная мольберт; рабочий стол; стулья палитра; гуашь; акварель; кисти живописные; клей; ножницы; бумага; альбом; карандаши графические и акварельные Мебель для хранения книг, оборудования. 3.3 Дидактическое и методическое обеспечение (учебно-методический комплект) Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности Студия «Весёлые ладошки» сформирован методический комплект, который постоянно пополняется. Учебно-методический комплект имеет следующие разделы и включает следующие материалы: Методические материалы для педагога: 1 Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии мероприятий, памятки. 1.1. Комплексы оздоровительно-профилактических упражнений, предотвращающих и снижающих утомление обучающихся (для младшего и старшего дошкольного возраста); 2 Организационно-методические материалы: 2.1. Перспективный план работы на текущий год; 2.2. Календарно-тематическое планирование учебного материала на учебный год; 2.4. Инструкции по охране труда и технике безопасности. Литература для педагога и учащихся 1. Левин С.Д. Беседы с юным художником. - М.: 1988 2. Флорковская А.К. История искусства для детей. Модерн. – М.: 2002 3. Энциклопедический словарь юного художника. - М.:1983. 4. Елизарова Е. Декоративно-прикладное искусство детям. - Дошкольное воспитание. 1997-№3. 5. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности. - М.: 1961 6. Левин С.Д. Ваш ребенок рисует. - М.: 1979 7. Методическая работа в системе дополнительного образования: материал, анализ, обобщение опыта : пособие для педагогов доп. образования / сост. М.В. Кайгородцева. – Волгоград : Учитель, 2009 –377 с4. 4. Список литературы 1. Буйлова, Л.Н. Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова, А.С. Постников [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. В помощь педагогу. – Режим доступа : http://doto.ucoz.ru/metod/. 2. Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ, 26.12.2012 г. [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29ФЗ_Об_образовании_ в_РФ 3. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. [Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного образования детей. – Режим доступа : http://dopedu.ru/poslednie4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 г. 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41г «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». [Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного образования детей. – Режим доступа :http://dopedu.ru/poslednienovosti/novie-sanpin-dlya-organizatsiy-dod. 6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации. – Режим доступа : http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201811300034. 7. Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2001. 8. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1989. 9. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002. 10. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Проблема одаренности и индивидуальные цели воспитания. М., 1991, гл. XVII –с.345-349. 11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.: ил. 12. А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001. 13. Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000. 14. Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварели: М.: Просвещение, 2006. – 111с.: ил. 15. Даниэль С.М. Искусство видеть. – Л., 1990. 16. Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. 17. В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001. 18. С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год. 19. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей.- М.: Чистые пруды, 2007.-32с.: ил. 20. Претте М.К. Творчество и выражение. Т.1,2. – М., 1981, 1985. 21. В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003 22. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М.: «Просвещение», 1991. 23. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие – М.: ИД «Цветной мир», 2012. 24. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002. 25. Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011. 26. Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 5 - 6 лет». – М.: Мозаика-Синтез, 2010. 27. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой. 28. Комарова Т. С. «Как научить ребенка рисовать». 29. Комарова Т. С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду». 30. Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г. 31. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки». 32. Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г. 33. Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Весёлые ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г. 34. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г. 35. Адорно Т. Эстетическая теория. - М.: Республика, 2001. 36. Арапова-Пискарёва Н.А. О российских программах дошкольного образования//Дошкольное воспитание. - 2005. - №9. 37. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Искусство, 1974. 38. Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. 39. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства// Проблемы и споры. - М., 1987. 40. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Владос-Пресс, 2006. 41. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. - М.: Просвещение, 1988. 42. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967. 43. Галанов А.С., Коршелова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ Сфера, 2002. 44. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс, 1988. 45. Гильдебраннд А. Проблема форм в изобразительном искусстве. - М.: Изд-во МПИ,1991. 46. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: ИЦ Академия, 1997. 47. Григорьева Г.Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М., 1995. 48. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия, 2000. 49. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольников. - М.: Просвещение, 1973. 50. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986.